ДИЗАЙН — современное искусство художественного конструирования Технический ХХ в. создал множество новых вещей, которым нужно было придать внешнюю форму.
Не основные принципы дизайна — свободная композиция; — асимметрия; — целесообразность.
Требования дизайна — функциональность; — природосообразность; — образность.
Эстетика дизайна В эстетике дизайна нужно не делить предметы на «художественные» и «нехудожественные». Любая создаваемая вещь должна быть одновременно практичной и красивой. Красота вырастает из целесообразности, —основа общемирового взгляда на дизайн.
Мировые лидеры в сферы дизайна. Япония Америка Швейцария Английского Голландия
Области применения дизайна: — промышленность; — машиностроение; — текстиль; — реклама; — наукоемкие отрасли; — архитектура; — Интернет; — Искусство, керамика, декоративно-прикладное искусство; — почти везде.
В сфере дизайна происходит постоянный обмен идеями, появляются универсальные шаблоны применения. Уникальные особенности дизайна отражаются в культуре создающего его народа. Классическое искусство страны плавно перетекает в идеологию дизайна. Восхищение искусством прошлого не становится архаизацией, игрой в старину, даже в ультрасовременной вещи неизменно ощущается как основа, как многовековая культурная традиция. Произведение дизайна — своеобразный микрокосм. Формообразование в дизайне должно быть обдуманными и точными, красота — завершенной. Идеальные формы мало что значат, если под ними скрывается пустота. Гораздо интереснее выглядят формы с вложенным смыслом. Предмет в дизайне становится целым миром, если он символичен, если в нем выражено существо времени и природы. Форма, цвет и украшение предмета содержат в себе исторический или литературный смысл.
Дизайн это выразительные контрасты предельно обобщенных форм. Цвет влияет на психологию восприятия. Тоновые отношения, взаимодействие черного и белого очень важны. Функциональная жилая и офисная мебель требует избегать излишних орнаментов, украшения, но должна выглядеть удобной, «человечной».Классика – общее понятие, скругленные углы, грани, гармония пропорций. Источником вдохновения для дизайна может служить всё что угодно. Но основы нужно черпать у природы. Как человеческое сознание проявить через образы природы? Сложный вопрос. Символы четырех времен года. Природа очень символична, главное найти в ней свои проекции. Природные формы отражаются в керамике, в декоративных тканях и переходят в промышленные формы. Выразить большое в малом.
Зашифрованная метафора влияет на воображение. Таким образом неодушевленный промышленный предмет наполняется смыслом и самой жизнью. Многое в дизайне черпается из красоты природы, текстур и формы природных материалов. В дизайне можно использовать природные материалы, фактуры дерева, (дерево ботатый источник, из которого можно создать вазы, и посуду, украшения). Керамика это тоже природный материал. Из лоскости лакированного дерева или однотонного пластика делают современную мебель, это все наследники стиля старинных столов и сундуков. Проблема взаимодействия природных и искусственных материалов в дизайне. Не нужно избегать поисков и различных соединений. Интересные поиски и находки соединения могут рождать потрясающие изделия. Нужно осваивать материал и учится с ним работать. Пластик, металл – как используя эти материалы внести в них природное начало.
Важной характеристикой дизайна — должна являться одушевленностьпредмета, изделия, вещи. Современные предметы и приборы не противопоставляются человеку, не создают вокруг него враждебной среды. Они в полной мере являются его «созданиями». Продукция самых высоких технологий не должна быть равнодушной и обезличенной. Одушевленности способствует народное искусство, старинные кустарные промыслы. В постиндустриальности развития важно оценить значение народного искусства и сохранить его. Это важный фактор художественной жизни и развития любой страны.
Дизайн как продукт эпохи, должен отражать современный мир.В нем должны использоваться передовые технологии, которые влекут освоение новые возникающие сферы.
Роль дизайна Общество и производство. Двусторонний взгляд на дизайн, он создает «лицо» для информационных систем и производственных агрегатов и пользуется тем и другим для решения своих задач. Дизайн ввел компьютеры в наш быт и сам во многом стал результатом компьютерной технологии. Современная городская культура требуют решений. Дизайн это поиск места, пространства, расположения.
Ценности дизайна — строгая функциональность; — пространство; — наилучшее сочетание (удобство пользования, психологическая комфортность, экономия ресурсов и пространства); — отсутствие лишних деталей; — выверенность форм и линий; — свободность и естественность; — надежность ибезопасность.
Современная бытовая и электронная техника, машины и оборудование, интерьеры жилых домов и офисов все это наполняется и используется дизайном. Дизайн ставит задачи создания и воплощения образов предметов. В последствии эти образы так переплетаются, что становятся неотделимы в нашем сознании. Гениальный дизайн — рождает практичные, удобные и умные вещи!